Практическое руководство по магии

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише

Веселые герои мультфильма чаггингтон

Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам

Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл

Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы

Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Живая азбука, живые буквы в картинках, русский алфавит в картинках На что похожи буквы рисунок получили приз

Строение и функции молекул ДНК и РНК

Современные проблемы науки и образования. Общекультурные и профессиональные компетенции Общекультурные и профессиональные компетенции магистра социальных технологий

1

В статье рассматриваются вопросы реализации компетентностного подхода в системе высшего образования, в частности формирования общекультурных, общепрофессиональных и информационных компетенций у студентов магистратуры на примере курса «Организация научных исследований». Рассмотрен опыт Уральского государственного экономического университета по реализации компетентностного подхода в магистерской подготовке. Показано, что с использованием традиционных методов преподавания и обучения, а также текущего контроля, а именно зачетов и экзаменов, проверить сформированность общекультурных, общепрофессиональных и информационных компетенций невозможно. Предложена технология формирования и проверки сформированности компетенций, включающая методы преподавания, обучения и оценивания, позволяющие как сформировать, так и адекватно оценить степень сформированности соответствующих компетенций. Разработаны критерии оценивания достижений студентов магистратуры по различным видам учебной деятельности.

проверка сформированности компетенций.

формирование компетенций

информационная компетентность

компетентностный подход

1. Видревич М.Б., Марамыгин М.С., Пахальчак Г.Ю. Об опыте использования британской системы качества образования в практике магистерской подготовки Уральского государственного экономического университета // Гарантии качества профессионального образования:сборник методических материалов, статей и тезисов участников форума. – М.: РАГС, 2010. – С.35-41.

2. Видревич М.Б., Первухина И.В. Методическое руководство по подготовке к валидации Российско-Британских учебных программ. Программы Российско-Британского партнерства в области высшего образования (двойные дипломы/квалификации). - М.: Британский Совет, Москва, 2008.

3. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – № 4 (28). – С. 34–36.

4. Information Literacy Competency Standards for Higher Education. -URL://www.ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm(датаобращения: 18.05.2015).

5. Wisker G. The Good Supervisor: Supervising Postgraduate and Undergraduate Research for Doctoral Theses and Dissertations (Palgrave Research Skills). - Palgrave, Macmillan,2012.

Развитие общества на современном этапе, количественный и качественный рост информации поставил перед высшей школой задачу преодоления противоречия между стремительными темпами роста объемов информации в мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком. Именно это противоречие побуждает вузы формировать у студентов умение учиться находить информацию, критически ее оценивать и творчески использовать. В процессе модернизации образования идет смещение акцента с содержания образования на новые методы педагогической работы, в которых немаловажную роль будут играть новые технологии и аналитика. Для подготовки специалиста, умеющего творчески мыслить, способного к саморазвитию, самообразованию, традиционные методы обучения (передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту) становятся малоэффективными. Компетенции обучающегося, как подтвержденные практикой навыки, могут быть сформированы только как результат практико-ориентированного и интерактивного обучения, нацеленного на саморазвитие, а также обучения в среде, в частности у окружающих сокурсников. Весьма значимым в новых условиях становятся не только и не столько профессиональные компетенции выпускника, но его умение получать информацию и работать с ней. Это означает - формировать у студентов информационную компетентность, которая в будущем обеспечит возможность успешно учиться в течение всей жизни; подготовиться к выбранной профессиональной деятельности и постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, жить и работать в информационном обществе. Именно это создает основу для дальнейшего развития и саморазвития личности.

Принятые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве основной посылки предполагают формирование у студента трех укрупненных групп компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Добавим сюда и формирование информационной компетенции как основу для указанных выше групп.

В исследовании «Информационная компетентность в университете штата Калифорния» были определены составляющие информационной компетентности :

Определять тему исследования и информационную потребность (определять проблему, формулировать терминологию и ключевые слова, определять виды материалов, необходимых для исследования, использовать электронные средства поиска нужных сведений);

Определять и осуществлять поиск соответствующих материалов, определять различные типы источников для различных задач, правильно использовать цитаты;

Классифицировать найденные сведения и использовать их в исследовании;

Оценивать найденные сведения (проверить их точность, своевременность, целесообразность);

Организовать найденные материалы: сгруппировать в соответствии с разделами исследования, использовать цитаты, составить библиографию.

По мнению О.Н. Ионова, информационная компетентность - это интегративное качество личности: системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий, и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств .

Процесс формирования информационной компетентности студентов вуза можно разделить на три этапа.

1 этап. Информационная грамотность. Формируется приизучениибазовых дисциплин по направлению «Информатика». В результате изучения курсов студент должен быть подготовленным пользователем, уметь работать с различными программными продуктами (программы для работы в Интернете, офисные программы, математические пакеты, программы моделирования, обработки и визуализации данных и т.д.). Основы информационной грамотности закладываются в школе.

2 этап. Информационная образованность. Формируется при изучении общепрофессиональных дисциплин. В результате обучения у студентов вырабатывается умение выбирать программное обеспечение, обосновывать свой выбор, анализировать полученные результаты при решении профессиональных задач.

3 этап. Информационная компетентность. Формируется в процессе собственных научных исследований. В результате студенты демонстрируют системность знаний в сфере информационных технологий, уверенное владение технологиями интеллектуального поиска информации и определение тенденций, скрытых в этой информации, умение визуализировать полученные результаты.

Одним из существенных аспектов обеспечения качества образования является следующее: структура программы должна быть такова, чтобы она давала возможность студентам выйти на определяемые ФГОС результаты обучения. Методы обучения должны обеспечивать достижение результатов обучения. Методы оценивания результатов обучения должны быть такими, чтобы обеспечить возможность адекватной проверки достижения этих результатов .

Рассмотрим вариант реализации этого принципа на примере формирования некоторых общекультурных и общепрофессиональных компетенцийв курсе«Организация научных исследований», преподаваемого на первом курсе магистратуры. Магистранты знакомятся (в аудитории и самостоятельно, с использованием соответствующего методического обеспечения) с основами научных исследований, их сутью и организацией, а также методами, способами планирования, получения и представления результатов научных исследований, структурой, содержанием, последовательностью изложения материала и способами оформления научной работы. На основании полученной информации, структурированной преподавателем, магистранты самостоятельно пишут научную работу в соответствии с требованиями к ее содержанию, структуре и оформлению.

При этом у студента частично формируются информационные и общекультурные компетенции ОК-1, ОК-3 (способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)). Далее студенты публично презентуют в аудитории и обсуждают результаты своей работы по определенным, заранее оговоренным требованиям. При этом частично формируется компетенция ОК-2 (готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2)).Понятно, что традиционными методами, такими как зачет или экзамен, проверить формирование обсуждаемых компетенций невозможно.

Работы оцениваются преподавателем и самими студентами в соответствии с разработанными авторами критериями оценивания письменных работ и презентаций (таблица). Критерии разработаны с учетом принципов, изложенных в работеG. Wisker .Общая оценка выставляется с учетом трех составляющих: оценки за содержание научной работы (поиск, отбор, анализ, структурирование необходимой информации), оценки за презентацию работы (структурирование и визуализация информации) и оценки за публичную презентацию (умение четко и уверенно излагать содержание выполненного исследования,аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию). Общее количество баллов рассчитывается по аналогии с требованиями к результатам обучения в магистерской подготовке в Великобритании .

Критерии оценивания результатов обучения и уровней формирования компетенций

Критерий и его вес в общей оценке

Наличие актуальной правовой и экономической информации

Наличие аргументированной критической позиции автора по рассматриваемой проблеме

Стиль изложения материала, его соответствие нормам лексики, последовательность изложения

От 80 до 100%

Работа построена на изучении актуальных информационных источников. Все приведенные данные относятся к текущему году. Правовые нормы изучены с учетом последних изменений

Все аспекты исследуемой проблемы (вопросы) критически оценены автором. По каждому критическому высказыванию автор приводит четкую и логически выстроенную систему аргументов

Высокий уровень владения стилем письменной речи, работа полностью соответствует нормам лексики, использованы грамотные речевые обороты. Материал изложен последовательно

Работа построена на изучении актуальных информационных источников. Приведенные данные в основном относятся к предыдущему году, хотя приведены и отдельные данные по текущему году. Правовые нормы изучены с учетом последних изменений

Практически все аспекты исследуемой проблемы (вопросы) критически оценены автором (можно заметить 1-2 позиции, по которым критическое отношение автора обозначено нечетко). Все критические высказывания аргументированны

Автором сформирована и обоснована система предложений (рекомендаций), направленных на решение исследуемой проблемы. Основная часть предложений имеет реальную практическую ценность, однако некоторые являются нереалистичными

Достаточно высокий уровень владения стилем письменной речи, работа в основном соответствует нормам лексики, присутствуют некоторые погрешности; в целом использованы грамотные речевые обороты. Материал изложен последовательно

От 60 до 79%

Работа в значительной части построена на изучении актуальных информационных источников. Приведенные данные в основном относятся к предыдущему году. Отдельные правовые нормы изучены без учета последних изменений

Практически все аспекты исследуемой проблемы критически оценены автором (можно заметить 1-2 позиции, по которым критическое отношение автора обозначено нечетко). Однако аргументация авторской позиции присутствует не по всем заявленным критическим позициям

Автором сформирована и обоснована система предложений (рекомендаций), направленных на решение исследуемой проблемы. Однако основная часть предложений не имеет реальной практической ценности, хотя присутствуют и абсолютно реалистичные меры

Уровень владения стилем письменной речи не полностью соответствует принятым стандартам и нормам лексики, присутствуют некоторые погрешности; хотя достаточно частоиспользованы грамотные речевые обороты. Материал изложен последовательно

Таким образом, использование предлагаемыхподходов позволяет не только сформировать перечисленные выше информационные, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, но и адекватно проверить степень их сформированности.

Рецензенты:

Иваницкий В.П., д.э.н., профессор, главный советник при ректорате, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела Уральского государственного экономического университета, г.Екатеринбург;

Резер Т.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета, г.Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Маркова Н.И., Видревич М.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20932 (дата обращения: 03.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 378 ББК 74.580 Б 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail. ru

Т.Н. Поддубная

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: tpoddfu mail. ru

О.В. Агошкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040400.62 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» КАК ОСНОВА

РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья раскрывает содержание общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» в аспекте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения; содержит разработанную авторами классификацию в качестве реализации компетентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, реализация компетентностного подхода в образовании, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, классификация общекультурных компетенций.

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail. ru

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

CLASSIFICATION OF THE BACHELOR’S GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN SPECIALIZATION 040400.62 “SOCIAL WORK” AS THE BASIS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Abstract. The paper discloses the content of the bachelor’s general cultural competences in the training direction of 040400.62 “Social Work” in connection with the transition to federal state educational standards of the third generation. The authors develop a classification as one of the ways of realization of the competence approach in education.

Keywords: general cultural competences, realization of the competence approach in education, the federal state educational standard of the higher professional training of the third generation, classification of the general cultural competences.

Вопросы разработки путей реализации компетентностного подхода в образовании являются сегодня одними из самых актуальных и широко обсуждаемых в научных кругах в

аспекте проведения широкомасштабного эксперимента по модернизации российского образования. Компетентностный подход получает в образовании все более значимый статус благодаря его закреплению в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС-3) и др.), в которых указывается необходимость учета глобальных интеграционных тенденций в достижении качества образования в направлении формирования у обучающихся определенного набора компетенций. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. в рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования» предусматривается разработка механизмов комплексной оценки академических достижений выпускника, его компетенций и способностей, которые будут носить мониторинговый характер. Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения, достижение качественно нового уровня образования и выступают приоритетной задачей современной педагогической науки.

В динамично меняющемся мире система высшего образования ориентирована на формирование новых качеств выпускника вуза - целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, инновационности, социальной мобильности, гибкости, устойчивости на рынке труда. Будущий работник должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни и др., т.е. владеть определенным набором компетенций.

Переход российской системы высшего образования на двухуровневую модель связан с разработкой и внедрением нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3), в котором категория «компетенция» является ключевой. Предлагаемая инновационная норма образовательного стандарта третьего поколения - компетенция - позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника, выступает в роли характеристики, дающей возможность будущему работнику эффективно реализовывать свои профессиональные возможности в условиях реформирования . Компетенция, как некий «нормативный конструкт» современного образования, должна определять готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности; обеспечивать свободу действий выпускника в динамичных общественно-экономических условиях; быть проверяемой и измеряемой.

В ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» содержится бинарная классификация компетенций выпускника-бакалавра: общекультурные (ОК - 1-20) и профессиональные (ПК-35) (указываются по видам деятельности: социальнотехнологические, исследовательские, организационно-управленческие, социальнопроектные). Они являются эталонными компетенциями и, как считает Ю.Колер, образуют своего рода комплиментарные единства .

С учетом тематики данной статьи считаем целесообразным более подробно остановиться на общекультурных компетенциях.

В соответствии с идеологией новых образовательных стандартов общекультурные компетенции являются базовыми, универсальными, в интегрированном виде отражающими требования современного общества, предъявляемые к высшему образованию, а именно: умение жить в определенном обществе; выступают инструментом для повышения способности будущего выпускника к трудоустройству. Термин «общекультурные

компетенции» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных, предметно-ориентированных, профессиональных. В то же время владение ими позволяет выпускнику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в т.ч. и личной жизни. Общекультурные компетенции содействуют достижению результатов в неопределенных, проблемных ситуациях, решению вопросов, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

Следует отметить тот факт, что в Европе и США общекультурные компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самой личностью. Именно они позволяют обучаемому достигать личностно значимых для его будущей профессиональной деятельности целей. В этом русле, как нам представляется, и следует развивать концепцию формирования общекультурных компетенций как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполагания в образовательных системах. Главное отличие этого типа целеполагания от традиционного состоит в том, что компетентностная модель подготовки выпускника ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Компетентностный подход ориентирует на детерминированность целей образования рынком труда. Поэтому компетенции, прежде всего, общекультурные, охватывают способность, готовность к познанию и образы поведения, необходимые для выполнения той или иной будущей профессиональной деятельности.

Итак, под общекультурными компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, формирование которых осуществляется в рамках каждого учебного предмета, т.е. они надпредметны. Общекульурные компетенции выпускника-бакалавра представляют способность устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника. Они выполняют следующие функции в обучении: являются частью содержания учебных предметов (учебных циклов) в качестве метапредметных элементов содержания образования; позволяют практически применять теоретические знания для решения конкретных задач; содействуют комплексному приложению полученных знаний и умений; интегративно характеризуют качество образования и выступают средством проведения комплексного образовательного контроля. В целом, общекультурные компетенции предполагают четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и будущей профессиональной деятельности, позволит выпускнику-бакалавру осуществлять выбор исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. Характерными признаками общекультурных компетенций, таким образом, являются фундаментальность, универсальность, междисциплинарность, применимость в разных образовательных, жизненных и производственных ситуациях.

Мы поддерживаем идею А.В. Хуторского, согласно которой перечень компетенций нуждается в детализации в соответствии с возрастными ступенями обучения, блоками учебных предметов, дисциплинами, типом учебного заведения, образовательными стандартами и пр. . Следует отметить, что к настоящему времени уже имеется ряд классификаций компетенций. С учетом специфики данной статьи для нас особый интерес представляют классификации ключевых, базовых компетенций.

Так, Советом Европы (1996) принято определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни . В

проекте образовательной стратегии Европы TUNING содержатся три группы компетенций: инструментальные, межличностные и системные . А.В. Хуторской разграничивает ключевые компетенции на ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования . И.А. Зимняя выделяет следующие основные группы ключевых компетентностей (компетенций): компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах . Имеется еще ряд других классификаций ключевых компетенций (И.Г. Вертилецкая, Г.К. Селевко, В.В. Семикин и др.), отличающихся также между собой по тем или иным основаниям (классификационным признакам). Между тем среди широкого спектра классификаций отсутствуют классификации, касающиеся общекультурных компетенций.

Разделяя точку зрения А.В. Хуторского, ориентируясь на имеющийся в ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» состав общекультурных компетенций выпускника, нами была разработана их классификация. В философском энциклопедическом словаре классификация (от лат. classis-разряд, класс) - это систематическое деление и упорядочение понятий и предметов с точки зрения интересующих нас признаков . В дидактике под классификацией применительно к методам обучения понимается упорядоченная по определенному признаку их система (И.П. Подласый, 2007). Принимая во внимание данные определения, приоритетным основанием (признаком) для классификации общекультурных компетенций выступила их целевая направленность. Нами выделены шесть групп общекультурных компетенций: мировоззренческие, социально-личностные, гностические, информационно-

коммуникативные, профессионально-трудовые компетенции и компетенции самосовершенствования (рис. 1).

Классификация по целевой направленности, перечень представленных в ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» общекультурных компетенций, соответствующие им показатели и дисциплины, ориентированные на их формирование, представлены в таблице 1.

Данная классификация представляет попытку авторов систематизировать имеющийся спектр общекультурных компетенций, не носит характера жестких предписаний, нуждается в дальнейшей детализации. Формирование общекультурных компетенций в соответствии с предложенной классификацией осуществляется у студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». Вместе с тем остается открытым ряд вопросов, на решении которых, как нам представляется, необходимо сконцентрировать дальнейшее внимание.

Главным является вопрос о проектировании самого учебного процесса, ориентированного на формирование заданного набора общекультурных компетенций, владении педагогами методологией и методикой такого проектирования, определения содержания дисциплин, междисциплинарных модулей, адекватных новой модели подготовки кадров. Не менее важным является вопрос диагностирования сформированности общекультурных компетенций у студентов. Ведь компетенции, в т.ч. и общекультурные, как интегративный результат образовательной деятельности, должны выступать предметом специального педагогического мониторинга. Как нам представляется, оправданным является разработка единого, универсального способа оценки сформированности общекультурных компетенций, «стилистики» описания результатов образовательной деятельной в данном направлении. Эти вопросы станут предметом дальнейшего исследования в аспекте реализации ФГОС ВПО третьего поколения в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению 040400.62 «Социальная работа».

■. ■ Способность устанавливать.связи между, знанием.и ■. ■. ■ ■; реальной ситуацией,- осуществлять.принятие верного- ■ образовательного. направления и вырабатывать - алгоритм ■!

действий по его- реализации -в -условиях неопределенности,- являющиеся. основанием.для - других,- ! ■ ■; ■; более конкретных и -предметно-ориентированных -" составляющих; -выступают -в -роли количественного -и-■. ■ качественного эквивалентов оценки пезультатов -

Характерные признаки - фундаментальность, универсальность, междисциплинарность, применимость в разных образовательных, жизненных и

Шщенульпфрны ё шШпетенции ■: ■

:: Общекультурные “1 Изучать Искат ь Думать Сотрудничать::

:: компетенции Приниматься за Адаптироваться;;

Группы общекультурных компетенций выпускника:

Мировоззренческие компетенции

Социально-личностные компетенции

Гностические компетенции

Информационно-коммуникативные компетенции

Профессионально-трудовые компетенции

Компетенции самосовершенствования

Являются базовыми,

универсальными, основанием для более конкретных, предметноориентированных, профессиональны

выполнению

Формирование мотивации к профессиональной деятельности, саморазвитию, повышению квалификации, личностному развитию и пр.

Рис. 1. Группы общекультурных компетенций выпускника-бакалавра по целевой

напр авленности

Таблица 1.

Классификация общекультурных компетенций выпускника-бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа».

Целевая направл енность Общекультурные компетенции; код компетенции Показатели Дисциплины

Миров оззренч еские компет енции ОК-17. Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни. ОК-18. Владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического. ОК-19. Быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы. - понимание ценностных смыслов общечеловеческой культуры; - осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностносмысловые ориентиры для поступков и решений; - опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека; - этническая идентификация, умение адаптироваться в поликультурном обществе. Философия. История. Иностранный язык. Социология. Психология. Социология социальной работы. обслуживание населения. Правоведение. Концепции современного естествознания. Социальное проектирование и моделирование в социальной работе. Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности социальной работы. Система социального мониторинга. Основы консультирования в социальной работе.

ОК-8. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. ОК-15. Владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ОК-16. Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности._______________________________________

умение нести

ответственность за

собственные решения и поступки;

инициативность и

мобильность;

Социальное взаимодействие;

Политическая и гражданская

активность, выполнение

гражданского долга;

Социология.

Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности

социальной работы.

Социальная безопасность.

Физическая культура.

Педагогика.

ОК-1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК-6. Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

ОК-Ю. Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

владение навыками организации продуктивной учебно-познавательной деятельности;

умение аналитически мыслить;

Готовность и способность к самообразованию;

функциональная

грамотность.

Философия.

Иностранный язык.

Социология.

Психология.

Основы социального государства и гражданского общества.

Социология социальной работы. Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Правоведение.

Экономика.

образования.

Математика.

Информатика.

Социальное проектирование и

Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности социальной работы.

Профессиограмма социального работника. Система социального мониторинга. Социальная безопасность.

ОК-1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК-2. Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-7. Уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

ОК-11. Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиту государственной тайны.

ОК-12. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

ОК-13. Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ОК-14. Владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.

ОК-3. Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.

Осознание своего места в инфосреде;

владение современными информационными технологиями;

Владение навыками делового

общения, устной и

письменной речи, навыками работы с документами;

Умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде.

Философия.

Иностранный язык.

Русский язык и культура речи.

Психология.

Педагогика

Введение в профессию.

Основы социального государства и гражданского общества.

Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Экономика.

Математика.

Информатика.

Концепции современного естествознания. Социальная экология.

Социальное проектирование и

моделирование в социальной работе. Информационные технологии в социальной работе.

Социальная демография и этнография. Профессиограмма социального работника. Система социального мониторинга.

Основы консультирования в социальной работе.

Социальная безопасность.__________________

ОК-4. Быть способным находить организационноуправленческие решения в нестандартных

ситуациях и готовность нести за них

ответственность.

ОК-5. Уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы.

ОК-8. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК-9. Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Знание экономико-правовых

основ и умение

ориентироваться в социально-экономической ситуации, на рынке труда;

Владение этикой гражданско-

трудовых взаимоотношений, умение нести

профессиональную индивидуальную и

коллективную ответственность;

профессиональное

самоопределение;

Готовность к реализации трудовых прав и обязанностей.

Основы социального государства и гражданского общества.

Социология социальной работы. Социальная защита и социальное обслуживание населения.

Правоведение.

Экономика.

Теория и методика инклюзивного образования.

Методика самостоятельной работы студента.

Концепции современного естествознания. Социальная экология.

Социальное проектирование и

моделирование в социальной работе. Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности социальной работы.

Профессиограмма социального работника. Система социального мониторинга.

Методы исследования в социальной работе.___________________________________

к ОК-6. Стремиться к саморазвитию, повышению

омпет квалификации и мастерства.

енции (ЭК-20. Быть готовым к эффективному применению

с психолого-педагогических знаний для решения

амосо задач общественного, национально-

верше государственного и личностного развития, проблем

нствов социального благополучия.

освоение способов физического, духовного,

интеллектуального и

профессионального саморазвития, личной

рефлексии;

Планирование и организация своей деятельности,

самоопределение, непрерывное

самообразование, повышение квалификации;

развитие личностных качеств;

включенность в

общественную работу.__________

Психология.

Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Теория и методика инклюзивного

образования.

Методика самостоятельной работы студента.

Профессиограмма социального работника. Основы консультирования в социальной работе.

1. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурноспортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. Вып. 7 (35). С. 260-265.

2. Kohler J. Schlusselkompetenzen und “employability” in Bologna Prozess: Konferenz Schlusselkompetenzen: Schlussel zu mehr (Aus.) Bildungsqualitat und Beschaftigungsfahigkeit / Universitat Grecfswald. Heidelberg, 2004.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. 12 дек. URL: http://www.eidos.ru.

4. TuningProject. URL: http://www. relint. deusto.es/TuningProject/index.htm.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: Логос, 2003. 384 с.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.

1. Khazova S.A. Competence approach to professional physical training and sports education // The Bulletin of the Adyghe State University. Issue 7 (35). 2008. P. 260-265.

2. Kohler Jurgen, Universitat Grecfswald. Schlusselkompetenzen und “employability” in Bologna

Prozess. Konferenz Schlusselkompetenzen: Schlussel zu mehr (Aus.) Bildungsqualitat und

3. Khutorskoy, A.V. The technology of projecting key and subject competences/A.V. Khutorskoy // Internet-journal "Eidos". 2005. December, 12th. . Access Mode: http://www.eidos.ru.

4. Tuning Project . Access Mode: http://www. relint. deusto.es / TuningProject/index.htm.

5. Zimnyaya, I.A. Pedagogical psychology: textbook for higher schools. М: Logos, 2003. 384 pp.

6. The Philosophical Encyclopedic Dictionary. М.: INFRA-M, 2009. 570 pp.

Проводимые изменения в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция в переводе с лат. competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Рассматриваются различные виды компетенций выпускника вуза: ключевые профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, предметно-цикловые компетенции, предметные компетенции.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

ФГОС третьего поколения прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления - освоение учащимися общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Поэтому, задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока.

Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

Они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;


Они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо учитывать, что ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного общения преподавателя с каждым студентом обеспечивает значительный воспитательный потенциал.

Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям труда и быта в университете. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности. Формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе.

Профессиональные компетенции - готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений).

Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции.

Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста.

Если за основу компетенций принимается решение реальных профессиональных задач-проблем, то компетентность становится в первую очередь оценкой практической подготовленности специалиста. Тогда становление специалиста можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования его профессиональной компетентности. Специалист - это не набор, не сумма знаний, умений, навыков. Это целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций.

Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Учитывая, что каждый взрослый человек является индивидуальностью, профиль компетентности данного студента (работника) всегда имеет индивидуальную окраску. Его ведущие компетенции образуют неповторимое сочетание. Индивидуальность компетентности конкретного специалиста может иметь большую ценность. Нельзя составить какой-либо единый перечень универсальных компетенций. В каждом случае эта задача решается с учётом конкретных особенностей той или иной специальности. Даже при одинаковом названии конкретное содержание (наполнение) отдельных компетенций будет существенно отличаться для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими.

Во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • общекультурные и профессиональные компетенции специалиста по социальной работе;
  • педагогические основы социальной работы;
  • психологические основы социальной работы;
  • экологические основы социальной работы;
  • экономические основы социальной работы; уметь
  • использовать знания, умения, опыт, компетенции в системе социальной работе;
  • использовать на практике умения фандрайзинга;
  • реализовывать психолого-социальные технологии социальной работы с разными группами населения;
  • разрабатывать и апробировать социально-экологические проекты; владеть
  • технологиями социальной работы по внедрению профессиональных компетенций в системе социальной защиты населения.

Общекультурные и профессиональные компетенции специалиста по социальной работе

Идея компетентностного подхода к образованию в последнее время активно разрабатывается в мировой педагогической науке. Исходными предпосылками становления компетентностного подхода стали изменившиеся реалии современного мира и возникший социальный заказ на подготовку специалистов, гибко связанных с функциональным содержанием профессиональной деятельности. В условиях нарастания процессов мировой интеграции и взаимовлияния культур перед высшей школой встает задача подготовки специалиста, который должен не только обладать глубокими профессиональными познаниями в выбранной области, но и уметь адаптировать их к меняющимся социальным условиям, обладать коммуникативной культурой и потенциалом саморазвития, уметь принимать решения в меняющихся условиях деятельности. Итогом профессионального обучения все чаще называют не знания и умения специалиста, а его компетентность.

Социальная работа одной из первых столкнулась с необходимостью пересмотреть традиционные стандарты профессиональной подготовки. Во многом это объясняется тем, что в этой профессии с ее коммуникативной природой изначально заложены использование знаний междисциплинарного характера и обязательная конвертация этих знаний в персональные компетентности специалиста.

В компетентностном подходе знания и умения рассматриваются с точки зрения накопления опыта. Неслучайно в современной педагогике сложные культуросообразные виды действий носят название компетентностей.

Термины «компетенция» и «компетентность» сегодня широко используются во многих социально-педагогических работах, однако эти понятия по-разному понимаются исследователями.

«Большой энциклопедический словарь» определяет понятие «компетенция» как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа либо должностного лица или как знания и опыт в той или иной области. Толковый словарь русского языка, как правило, трактует компетенцию как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, а словарь иностранных слов - как круг вопросов, в которых лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В мировой образовательной практике понятие компетентности шире понятий «знание», «умение» или «навык», но включает их в себя.

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Словарь иностранных слов трактует понятие «компетентный» как обладающий компетенцией, т.е. как знающий, сведущий в определенной области. Проанализировав определения понятий «компетенция» и «компетентность» в различных словарях, можно выделить их общие характеристики: знания, опыт в определенной области.

Первое упоминание слова «компетентность» встречается у немецкого философа Юргена Хабермаса, который использует его как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации. В дальнейшем понятие «компетентность» появляется в работах по социальной психологии, где оно трактуется как доскональное знание своего дела, сущности выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных путей. Психологи рассматривают компетентность как совокупность качеств, присущих наиболее авторитетному специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид. Таким образом, компетентность понимается как атрибут профессионализма.

В американской когнитивной психологии понятие «компетентность» рассматривается как фактор, детерминирующий самоощущение личности, ее поведение и самооценку. Таким образом, оно больше соотносится с общей характеристикой индивида, чем с характеристикой его профессиональной деятельности.

Итак, мы видим, что в психологических исследованиях компетентность в основном рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального развития субъекта и как элемент его общей психологической характеристики.

В 80-90-е гг. XX в. термин «компетентность» появляется и в работах по управлению. В них, кроме совокупности знаний, он отражает еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия. Компетентность рассматривается как один из компонентов личности или совокупность известных свойств личности, обусловливающих успех в решении основных задач, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации.

Компетентность возникает в ходе освоения личностью профессиональной деятельности.

В исследованиях по управлению образованием используются понятия профессиональной компетентности и профессиональной компетенции. Так, понятие профессионально-педагогической компетентности определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально- педагогической деятельности. В более узком понимании профессионально- педагогическая компетентность трактуется как круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, а их совокупность отражает его социально-профессиональный статус, профессионально-педагогическую квалификацию, а также некоторые личностные, индивидуальные особенности, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности. Таким образом, компетентность рассматривается как системное понятие, а компетенция - как ее составляющая.

Некоторые исследователи определяют понятие «компетенция» как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. По их мнению, компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Говорить о компетенциях можно только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации. Непрояв- ленная компетенция ею не является, а самое большее - это только скрытая возможность.

В современной педагогической науке широко распространены понятия профессиональной компетентности и профессиональной компетенции, которые определяются как качественная характеристика степени владения специалистом своей профессиональной деятельностью. Некоторые ученые отождествляют эти понятия с профессиональными умениями и навыками.

Многие исследователи включают в определение профессиональной компетентности личностный компонент. Компетентность рассматривается как сочетание психических качеств (т.е. психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Иначе: сущность профессиональной компетентности работника выражается в степени связи объективного эталона его профессиональной деятельности, отраженного в нормативных документах, с субъективными возможностями его личности.

Очевидно, что, несмотря на широкое употребление терминов «компетентность» и «компетенция», существует множество различных подходов к их определению и использованию. Кроме того, необходимо различать компетенцию и умение. Умение - это действие в специфической ситуации, проявление подготовленности и способности к действию, обеспечение возможности совершать действие в специфической ситуации. Только умения поддаются наблюдению. Таким образом, умения - компетенция в действии. Компетенцию определяют как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринять действия, подходящие для решения проблемы.

Таким образом, компетенция не может рассматриваться только как определенная сумма знаний и умений, так как значительную роль в ее проявлении играют обстоятельства. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации.

Возникновение понятия компетенции вписывается в историю профессиональной подготовки, которая была связана с переменами в экономической деятельности, в развитии промышленности. Изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умений, обычно характеризующих выполнение какой-либо деятельности, не всегда бывает достаточно. Нужно еще быть способным предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Неуверенность в оценке профессиональной деятельности и занятости только усиливает необходимость развития ключевых компетенций.

Определение компетентностного подхода к подготовке специалистов в области социальной работы строится на основании использования понятия о ключевых компетенциях личности. Понятие ключевой компетенции включает в себя элементы знания, деятельности, способы ориентировки, а также умение работать с информацией (осуществлять ее поиск, хранение, переработку и оценку).

Под ключевыми компетенциями личности понимается владение общенаучными и специальными знаниями и умение применять их в практической деятельности, переходящее в навыки и далее - в квалификацию.

Результат решения профессиональной проблемы может быть выражен по-разному - в «продуктной» форме или в форме психолого-педагогических изменений. Оценка эффективности данного результата свидетельствует о компетентности специалиста. Если социальный работник нашел (находит или сможет найти) выход из определенной ситуации - значит он компетентен.

Но понятие компетентности не сводится к сумме знаний, умений и навыков, оно значительно шире.

На Западе компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом, а компетентность - как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции, и определяется она способностью решать предписанные задачи. Понятие компетентности включает в себя когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Оно включает результаты обучения (как личностные достижения), систему ценностных ориентаций, привычки, ответственность за последствия совершенных действий и др.

Применительно к каждой компетентности можно говорить о различных уровнях ее освоения (например, минимальном, продвинутом, высоком).

Под ключевыми квалификациями или компетенциями понимаются свойства сотрудника, выходящие за рамки знаний и умений по своей непосредственной специальности. Это связано с глубокими изменениями в мире труда, причем эти изменения осознавались главным образом благодаря работе по усовершенствованию системы организации и управления. Например, к необходимым сегодня профессиональным качествам относят способность работать самостоятельно, без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение принимать решения на основе здравых суждений (т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически).

В странах Запада конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» связано с анализом запроса работодателей. При решении о продвижении по карьерной лестнице работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника:

  • - готовность к росту;
  • - мотивация компетентности;
  • - инициативность;
  • - ответственность за принятые решения;
  • - тщательность и аккуратность в работе с документами;
  • - продуктивность (умение вести сразу несколько проектов);
  • - мобильность;
  • - опыт решения проблем в группе;
  • - опыт организации группы для решения проблем;
  • - умение планировать и прогнозировать;
  • - умение работать с информацией для себя и для группы;
  • - умение эффективно презентовать результаты работы;
  • - способность к рациональным, аргументированным, рефлексивным решениям.

В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» на основе обобщения мнений экспертов в список компетенций включены:

  • - автономное рефлексивное действие;
  • - интерактивное использование средств;
  • - участие в работе неоднородных групп;
  • - критическое мышление;
  • - решение задач.

В целом компетентностный подход к образованию (обучению) акцентирует внимание на результате образования, причем оценивается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) и уровня профессионального образования.

Компетентностный подход требует учета ключевых компетентностей: обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Ключевые компетентности (базовые, ключевые навыки) имеют надпредметный характер. К ним относятся, например, техника и технологии обработки различной информации, действия в группе. Обобщенные умения (т.е. умения решать задачи в конкретной сфере деятельности) имеют предметный характер. Прикладные практические умения - это сфера непосредственной деятельности социального работника. К тому же содержание образования должно быть адекватным (релевантным) современным направлениям развития теории и практики социальной работы.

В исследованиях, посвященных компетентностному подходу в образовании, отмечается, что парадигма традиционного образования не удовлетворяет как «заказчика» образования (в частности, сферу социального обеспечения), так и общественность. Выпускник вуза, обучение в котором было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается неготовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных условиях и постоянному профессиональному обучению. Традиционные формы профессиональной подготовки не дают возможности молодым людям раскрыть свой творческий потенциал и приобрести опыт успешной самостоятельной и ответственной деятельности.

Для справки

Материалы по ключевым компетенциям, разработанные экзаменационным советом Кембриджского университета, имеют целью определить степень развитости или сформированное™ той или иной компетентности в ситуации профессиональной деятельности. Предусматриваются пять уровней или степеней овладения компетенциями в зависимости от сложности задач, с которыми сталкивается соискатель. При этом первый уровень является базовым, на который опираются все остальные.

Например, на первом уровне компетентности учащемуся предлагается показать, что он в состоянии правильно понять предлагаемую ему проблему и сделать два предложения по се решению.

На втором уровне задача усложняется: учащийся должен показать, что он в состоянии увидеть проблему (проблемную ситуацию), описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения.

На третьем уровне требования еще повышаются: учащийся должен показать, что он в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения.

На четвертом уровне соискатель должен выстроить стратегию использования компетенции по решению проблем и показать, что в состоянии создавать возможности для использования этой компетенции и определять результаты, к которым он стремится. Другими словами, он должен показать, какие возможности для развития компетенции по решению проблем он видит в различных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев.

На пятом уровне учащийся должен показать, что он в состоянии управлять работой группы, т.е. способен занять лидирующую позицию, адаптируя стратегию при необходимости решать, по крайней мере, две комплексные проблемы, и достигнуть при этом необходимых результатов. В процессе выполнения от него требуется поддерживать мотивацию сотрудников, установить эффективные отношения, чтобы помочь себе и другим. На этом уровне требуются интеграция и использование других компетенций: коммуникативной и компетенции работы с людьми.

Исходя из этого в рамках вузовской подготовки специалиста должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

компетентность учения (трансформация обучения в самообучение, саморазвитие, работа над самим собой);

  • - коммуникативная компетентность;
  • - информационная компетентность;
  • - организационная компетентность.

Комнетентностный подход применительно к социальной работе сложился исторически, исходя из характера профессиональной деятельности. При уточнении ведущих компетентностей социальных работников изучались мнения работодателей о наиболее важных профессионально-личностных качествах социального работника .

Перечислим наиболее значимые для специалиста по социальной работе знания, умения и навыки: знания:

  • - развития семьи,
  • - национальных проблем,
  • - специфики поселений,
  • - динамики группового развития,
  • - проблем подростков,
  • - основ теории и методики воспитания; навыки :
  • - вербальных контактов,
  • - письменных контактов,
  • - вовлечения клиентов в решение проблемы,
  • - формулирования профессиональных выводов,
  • - межрасового взаимодействия; ценности :
  • - понимание конфиденциальности,
  • - строгое следование нормам этики,
  • - понимание гуманистических ценностей,
  • - отзывчивость к нуждам других,
  • - работа в пределах компетенции организации.

Компетентностный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

  • См.: FookJ. Social Work: Critical Theory and Practice. L., 2000.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Рабочая программА дисциплины

«латинский язык»

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Государственно-правовой профиль

Гражданско-правовой профиль

Уголовно-правовой профиль


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. № 464.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от 16 сентября 2016 года, протокол № 01.

Программа утверждена на заседании Ученого совета Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «06» октября 2016 года, протокол № 01.

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016


Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цели: научить студентов владению латинским языком в сфере профессиональной деятельности юриста. Курс латинского языка представлен, прежде всего, как язык римского права.

Изучение дисциплины « Латинский язык» обеспечивает подготовку бакалавра к следующим видам профессиональной деятельности:

Нормотворческая;

Экспертно-консультационная.

Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

Разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;



экспертно-консультационная деятельность:

Консультирование по вопросам права;

Осуществление правовой экспертизы документов

Для освоения учебной дисциплины « Латинский язык» необходимо формирование у студентов осознания социальной значимости своей будущей профессии, способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

К задачам учебной дисциплины относятся:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базе знания латинского языка как основы профессиональной деятельности на иностранном и русском языках, что предполагает:

Освоение языкового материала;

Развитие и совершенствование навыков чтения литературы по специальности для получения профессионально значимой информации;

Развитие и совершенствование навыков произношения латинских слов, терминов и афоризмов и восприятия на слух профессионально ориентированной информации;

Развитие навыков работы с профессиональной информацией с использованием латинского языка;

Развитие навыков письма (составление рефератов и аннотаций).

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Значение и место латинского языка и римской культуры в мировой культуре и европейской цивилизации;

О связи латинского языка с римским правом;

Грамматическую систему латинского языка;

Значение новых лексических единиц, терминов, связанных с профессиональной сферой и сферой культуры, литературы и искусства;

Идиоматические выражения, клише, необходимое количество юридических терминов и афоризмов;

Принципы словообразования юридических и общенаучных терминов.

уметь:

Произносить латинские термины и выражения в соответствии с традиционными правилами произношения, правильно ставить ударения;

Пользоваться латинско-русским словарем;

Переводить с помощью словаря простые юридические тексты;

Узнавать латинские корни в других языках;

Понимать письменные сообщения детально либо с ограничением коммуникативного задания;

Понимать общий смысл устного сообщения, содержащего латинские термины и выражения;

Построить собственную речь с элементами рассуждения, оценки, выражения собственного мнения с ориентацией на профессиональную юридическую терминологию, интернационализмы и слова общекультурного значения, опирающиеся на латинский язык.

владеть :

Навыками перевода на русский язык с помощью словаря;

Навыками поиска необходимой информации посредством мультимедийных средств и Интернет-ресурсов;

Навыками оформления юридической документации;

Навыками аналитико-синтетической переработки информации посредством компрессирования содержания c использованием латинских терминов, формул и клише.

Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)

В результате изучения дисциплины «Латинский язык» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

Способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вам также будет интересно:

Из истории теоремы пифагора Краткое сообщение о теореме пифагора
Городская научно-практическая конференция «Старт в науку» Знаменитые теоремы (теорема...
Самые знаменитые русские в мире
Русские ученые изобрели телевизор, а русские режиссеры научили весь мир театру. Кто же из...
Примерное расписание логопедических занятий
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет...
Презентация на тему: «Всё о Лондоне»
London Hello! Today I’m your guide. I want to tell you about London. London is the capital...
Урок географии
Урок географии по теме «Географическое положение и история открытия Австралии» Цели...