Я злая, высокомерная, нервная, все из детства Что делать я очень злая

Судьба наследия Галицко Волынского княжества

Ольга Федоровна Берггольц

Замдиректора института философии ран сергей никольский рассказал о типичных признаках империи и о том, чем подданный отличается от гражданина Домик пастора Даниэля

Объяснительная записка об ошибке в работе Зачем нужна объяснительная записка

Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности

Правление царицы клеопатры Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел

Break up — английский фразовый глагол

Великие полководцы великой отечественной войны

Какими путями началось расселение человека по земле

«благодари бога, что ты русский» — факты об императоре николае первом

В бой роковой мы вступили с врагами На бой кровавый святой

Пасхальное восстание: кровавая дорога к свободе

Этнический состав южной америки

Равноускоренное движение: формулы, примеры

Направления и виды социально-педагогической деятельности. Формы и методы социально - педагогической работы с детскими общественными объединениями Социально педагогическая деятельность относятся к формам поручения

Формы социально-педагогической деятельности - это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента. Классификация форм организации социально-педагогической работы неоднозначная, их можно характеризовать:

1.3 а специфическими признаками:

Функциональность, которая указывает на такую форму, которая обеспечит реализацию отдельных функций социально-педагогической деятельности (например, осуществление профилактики отдельных социальных ситуаций требует одних форм, а реабилитационная работа - других);

Структурность, характеризуется специфическими правилами построения отдельных организационных форм;

Интегративность предполагает объединение различных форм социально-педагогической деятельности.

2. По направлениям социально-педагогической деятельности: - познавательно-развивающие; - художественно-эстетические; - спортивные; - трудовые.

3. По количественному составу участников:

Индивидуальные (работа с отдельным человеком);

Групповые (работа с малой группой, семьей);

Массовые (работа с большим количеством людей - общиной);

4. По доминирующим средством воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные.

5. По сложности построения: простые, сложные, комплексные.

6. По характеру смыслового наполнения: информационные, практические, информационно-практические.

7. По направлениям социально-педагогической деятельности: профилактические, реабилитационные, защитные и др.

Формы социально-педагогической деятельности подразделяются на традиционные (беседы, викторины, диспуты, конкурсы, устные журналы, тематические вечера и т.д.) и нетрадиционные (молодежные "Интернет кафе", уличные игротеки, профилактические программы "Подросток-подростку", "Ровесник-ровеснику" и т.п.).

Каждая организационная форма требует ее проектирования. Проект организационной формы - это пакет информационно-практических материалов и рекомендаций по ее организации и наглядный, времени, помещения, внешнего вида участников.

Осуществление социально-педагогической деятельности происходит в открытой социально-педагогической системе и системе специализированных учреждений (см. таблица 1).

Таблица 1

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место работы

Учреждения социально-педагогической деятельности

Социально-педагогические службы образовательных учреждений

Дошкольные, общеобразовательные и профессиональные заведения, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома; специализированные общеобразовательные школы, высшие учебные заведения

Социальные службы

специализированные

учреждений

Дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центры занятости, биржи труда, тюрьмы и др.

Социальные службы

организаций

Коммерческие структуры, общежития, творческие и общественные организации, различные фонды, банки, благотворительные организации

Муниципальные социальные службы

Социальные службы, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи и т.д.

Службы культурной анимации

Подростковые клубы, дома культуры, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные общежития, игровые площадки, парки и др.

Валеологические службы

Психологические центры здоровья, профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления, медпункты и т.д.

Частная практика

Открытая социально-педагогическая система объединяет социальные, экономические, политические, культурные учреждения, способствующих социализации молодого поколения. Она носит многофункциональный характер, поддерживает связи со всеми социальными институтами, работает на принципе консолидации, обеспечивающей индивидуальное развитие и становление личности, защите прав и интересов различных категорий населения, формирует гражданскую мнению, обеспечивает культурно-образовательный уровень, который реализует через комплекс дел и мероприятий. К ней относятся семья, школа и высшие учебные заведения, окружающие люди, общественные, молодежные и детские объединения, специальные структуры и другие социализирующие институты.

В зависимости от сфер деятельности специалиста можно определить следующие направления социально-педагогической деятельности:

o социально-педагогическая деятельность с семьей (проблемной, верующими родителями, с семьей, в которой есть одаренные или больные дети);

o социально-педагогическая деятельности в системе школьного образования;

o социально-педагогическая деятельности в микрорайоне;

o социально-педагогическая деятельности в приютах;

o социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельности с трудными детьми, с детьми из "группы риска";

o социально-педагогическая деятельности в исправительных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельность как организация досуга.

Каждое направление деятельности имеет соответствующую методику, которая осуществляется по определенному алгоритму, имеет свою стратегию и тактику и свое направление. Однако общим является логика диагностики клиента: изучить, чтобы знать; знать, чтобы понять; понять, чтобы помочь.

Общая концепция помощи заключается:

1) в выявлении причин деформации в развитии клиента, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах клиента;

2) разработки адекватной методики социально-педагогического процесса, который позволит нормальному развитию клиента.

Организация помощи должна основываться на положениях ООН: всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Успех помощи возможен при условии объединения всех субъектов в единую систему, центром которой должна стать социальная, психологическая, социально-правовая, психолого-медико-педагогическая служба.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета

им. Н.Г. Чернышевского

Кафедра педагогики

“Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

Курсовая работа

Выполнила: гр. 921, факультет

социальной работы

О. Е. Кочеткова

наук: Е.В.Яфарова

Балашов 2005 г.


Введение. 2

Методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. 4

1.1 Социально-педагогическая работа в школе. 4

1.2 Профессиональный статус социального педагога в школе. 18

Глава II 28

Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте. 28

2.1 Инструментария профессиональной деятельности социального педагога. 28

2.2 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях. 37

Заключение. 56

Литература. 57

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Домашний адрес________________________________________

Телефон_____________________________________

Дата поступления____________________________

Поступил____________(с братьями, сестрами, один)

Кто направил (привел) ребенка_______________________

Где проживает в настоящее время_____________________

Причины и обстоятельства поступления___________________

I. Сведения о семье ребенка

МАТЬ_______________(Ф.И.О., родная, неродная, приемная),

ОТЕЦ________________ (Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери),

Возраст,___________ семейное положение_______________

Образование_________________________________________

Где и кем работает____________________________________

Физическое здоровье_______________ психическое___________

(инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)

Употребление алкоголя_____________________ наркотиков___________

Привлекалась ли к уголовной ответственности________________________

Лишение родительских прав__________________________________

ДРУГИЕ ДЕТИ:

1._____________________________________

2._____________________________________

ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:__________________________(родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ_______________________(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

Примерный ежемесячный бюджет___________________

Дополнительные социальные пособия__________________

Получают ли пособия на ребенка_______________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

Наличие пьянок, скандалов___________________

Характер отношений родителей между собой________________

К детям______________,к данному ребенку__________________

Физические наказания детей_______________________________

Пренебрежение_______________(плохо кормят, не одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),

Сексуальное насилие_______________________________________

Другое______________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:

Что посещает________________________________(№ школы, класс)

Успеваемость________________________________

Состоит ли на учете в отделении милиции_________________(повод, с какого возраста),

Побеги из дома, бродяжничество______________(как часто, когда в последний раз).

Как часто болеет____________________________________

Дополнительные сведения_____________________________

Оценка стресс-факторов в семье

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

План действий в отношении данного ребенка

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте

1. Точный адрес, телефон

2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения с другими членами семьи и сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.

3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.

4. Данные о родителях:

ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.

МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлеклась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.

5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение школьных или дошкольных учреждений.

6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.

7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартира (отдельной, коммунальная), сколько человек в одной комнате. Комнате, где находятся дети. Санитарное состояние и санитарные условия жилища.

8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет, получают ли социальные пособия на детей.

9. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.

10. Отношение к данному ребенку: проявление любви, заботы, пренебрежения, невнимания, наказания (физические и другие), физическое и сексуальное насилие.

11. Отношение к другим детям –есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.

12. Социальная помощь данной семье: имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы, и в связи с чем.


Образцы документации см. в Приложении.

Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. –М., 1995. –С. 21-23.

Коллективные формы социально-педагогической работы отличаются от форм массовой работы ко­личеством участников и уровнем активности каж­дого участника деятельности. Коллективные фор­мы работы могут осуществляться на уровне обра­зовательных объединений УДО (кружков, клубов, мастерских, секций и т. д.), а также временно дей­ствующих объединений (советов дела, творческих объединений и т. д.)

Среди коллективных форм работы можно назвать особые, характерные для социально-педагогической деятельности.

Тренинг - форма коллективной работы, пред­ставляющая собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования социальных умений и навыков, повышения эффективности со­циальной деятельности.

Деловая игра - форма коллективной деятельно­сти, предполагающая в процессе имитации реаль­ной ситуации нахождение путей решения типич­ных проблем коллективного взаимодействия, по­веденческих коммуникаций, а также решения задач обучения, воспитания и развития ее участ­ников.

Ролевая игра - форма коллективной работы, предполагающая принятие и проигрывание деть­ми определенных социальных ролей, отвечающих требованиям общества, построенная по определен­ным правилам игрового действия по созданию ма­кетов, замещающих объекты реальной ситуации. Игра - это уникальный механизм передачи кол­лективного опыта, где главным мотивом являет­ся не результат, а сам процесс.

Ситуационно-ролевая игра - форма коллектив­ной работы, предполагающая специально органи­зованное соревнование в решении коммуникатив­ных задач участников, исполняющих строго за­данные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Создание проблемной ситуации - форма коллек­тивной работы, предполагающая коллективный анализ реальной или вымышленной ситуации с целью нахождения путей решения возникших в них проблем.

Детская производственная бригада - форма коллективной деятельности, предполагающая со­здание единого коллективного продукта (карти­ны, сувенира, игрушки и т.п.) или коллективное производство продукта (материального, духовно­го, интеллектуального), пользующегося спросом у населения. В отдельных случаях участие детей в детской производственной бригаде предполага­ет получение реальной заработной платы за вло­женный труд каждым участником деятельности



Творческая мастерская (театральная, музыкаль­ная, журналистская и др) - форма коллективной работы, способствующая обмену опытом (в том числе и социальным), общению.

Профессиональные встречи - форма коллектив­ной работы, реализующая задачи профессиональ­ного роста и сотрудничества детей и молодежи. Содержанием может быть как встреча с людьми разных профессий, так и обмен опытом професси­ональной деятельности детей.

Формы индивидуальной работы с детьми

В рамках социально-педагогической деятельнос­ти индивидуальная работа с детьми занимает особое место.

Индивидуальную социально-педагогическую рабо­ту можно проводить в следующих формах:

Тестирование - форма индивидуальной работы, предполагающая выявление определенных ка­честв личности и интенсивности их выраженнос­ти с помощью серии испытаний (вопросов, задач, ситуаций и т.п.). Тестирование помогает педагогу своевременно выявить социальную проблему, по­ставить правильный диагноз и найти пути эффек­тивного разрешения проблемы.

Выстраивание индивидуального образовательно­го маршрута - форма индивидуальной работы, предполагающая совместную деятельность ребен­ка и педагога по разработке в рамках образова­тельного потенциала его индиви­дуального образовательного маршрута.

Консультирование - разъяснение, совет специа­листа по сложной, актуальной проблеме. Консуль­тирование позволяет ребенку вместе с педагогом глубоко и всесторонне рассмотреть проблему, по­лучить необходимую информацию, совместно най­ти пути решения проблемы.

Другие формы.

Таким образом, все формы работы с детьми можно разде­лить по количеству участвующих в ней детей: мас­совые, коллективные и индивидуальные.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой

Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Итак, любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Схема 1.2

Объект социально-педагогической работы Категории
Семья 1. С инвалидностью детей или родителей 2. С проблемой неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью 3. С проблемой сиротства 4. С проблемой безнадзорности детей. 5. С проблемой малообеспеченности 6. С проблемой безработицы 7. С проблемой отсутствия определенного места жительства 8. С проблемами конфликтов и жестокого обращения 9. Неполная семья 10. Многодетная семья 11. Семья военнослужащих, 12. Семья, воспитывающая детей с ограниченными возможностями 13. Семья, воспитывающая усыновленных и опекаемых детей 14. Приёмная семья 15. Студенческая семья 16. Семья беженцев, мигрантов 17. Семья, имеющая проблемы психоактивных зависимостей 18. Семья, члены которой находятся в местах лишения свободы

Схема 1.3

Виды социально-педагогической работы

Схема 1.4

Уровни субъектов социально-педагогической работы.

Схема 1.4

Виды форм социально-педагогической помощи.

Схема 1.5

Цели государственной политики Российской Федерации в интересах детей.

Схема 1.6

Функции системы субъектов социально-педагогической работы.

Схема 1.7

Функции Министерства труда и социальной защиты населения.

Схема 1.8

Функции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Схема 1.9

Субъекты социально-педагогической деятельности.

Схема 1.10

Объекты социально-педагогической деятельности.

Схема 1.11

Задачи профессиональной деятельности социального педагога.

Схема 1.12

Элементы содержания социально-педагогической деятельности.

Схема 1.13

Виды социально-педагогической деятельности.

Схема 1.14

Принципы социальной педагогики.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ





Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года, образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Дошкольная образовательная учреждение – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Обучение в дошкольных учреждениях обретает статус первой ступени начального образования.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

Детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

Детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

Детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

Детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

Детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

Центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.



Изменение жизни и экономики, развитие технологий, обострение социальных и политических противоречий создало необходимость менять устройство государственного воспитания и обучения детей. Профессия социального педагога появилась в России примерно в 2000-х годах и к нынешнему времени прижилась и в дошкольных образовательных учреждениях.

Основными аспектами социально-педагогической работы дошкольном образовательном учреждении являются: анализ проблем воспитанников для оказания им социальной помощи; разработка программ адаптации воспитанников к окружающим условиям; консультирование детей, родителей и воспитателей по вопросам защиты прав детей, особенностей психофизического развития, составление рекомендаций.

В зависимости от специфики учреждения в обязанности социального педагога могут входить: координация взаимодействия работников дошкольного образовательного учреждения и привлеченных специалистов; проведение обучающих мероприятий для воспитателей.

Основными направлениями работы социального педагога, на основании которых ежегодно составляется план работы социального педагога дошкольного образовательного учреждения, принято считать:

1. Работа с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения , которая, в первую очередь, направлена социальную защиту и оказание социальной помощи, реализации прав и свобод обучающихся (воспитанников), содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, воспитанников, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Социально-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении включает изучение психолого-педагогических особенностей личности обучающихся, разработку и реализацию программы коррекции социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей; организация досуга детей, диагностику социально-педагогических особенностей их микросреды. Кроме этого, социальный педагог, в работе с воспитанниками, выявляет их интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает им помощь и поддержку.

В ходе социально-педагогической работы необходимо организовывать различные виды социально-ценной деятельности обучающихся (воспитанников) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ.

2. Работа с семьями воспитанников , целью которой является создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. С этой целью в социально-педагогическую работу включаются мероприятия по изучению факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей, педагогическому просвещению родителей; повышению уровня родительской компетентности;

3. Работа с педагогами дошкольного образовательного учреждения проводится с целью просвещения педагогического коллектива по вопросам связанных с возрастными особенностями детей, создания благоприятного климата в коллективе; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; удовлетворения индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями; изучения факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

4.Работа с другими субъектами социально-педагогической работы проводится с целью оказания комплексной социально-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье. Представление интересов ребёнка и его семьи в различных учреждениях и организациях, привлечение благотворительной и спонсорской помощи к решению финансовых проблем ребёнка и его семьи, содействие санаторно-курортному лечению и летнему оздоровлению ребёнка, профилактическая работа с родителями, нежелающими выполнять родительские обязанности, профилактика насилия и жестокого обращения в семье, содействие в назначении и оформлении государственной финансовой помощи, - вот малый список мероприятий социально-педагогической поддержки ребёнка во взаимодействии с субъектами социальной работы города, села и т.п.

5. Работа с документацией предполагает формирование информационного банка данных по работе с ребёнком и его семьей; разработку перспективного и текущего плана работы; подготовку годовых и промежуточных отчетов; пополнение методического материала социального педагога.



Социально-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении предполагает различные виды помощи как системы услуг экономически не обеспеченным, социально слабым, психологически уязвимым группам семей и детей в целях улучшения их способности к социальному функционированию:

1. Социально-информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими социальных услуг

2. Социально-правовая помощь – содействие в реализации правовых гарантий, правовое воспитание детей и их родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

3. Социально-реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей и их семей.

4. Социально-экономическая помощь – оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям

5. Медико-социальная помощь – профилактика здоровья детей, профилактика алкоголизма, наркомании, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска

6. Социально-психологическая помощь – создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении

7. Социально-педагогическая помощь – создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска.

В реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведения о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов. Для эффективности социально-педагогической работы с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении социальному педагогу следует использовать разнообразные формы работы. В арсенал форм профессионального взаимодействия с ребёнком социальный педагог должен включить индивидуальные и групповые игры, беседы, прогулки, экскурсии, обсуждения, интервью, включение ребёнка во взаимодействие со сверстниками, посещение семьи ребёнка и др.

В сфере профессионального взаимодействия с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения целесообразно использовать консультации; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы», социально-психологический тренинг.

Социально-педагогическая работа с родителями предполагает такие формы как индивидуальное консультирование, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, посещения на дому, тематические встречи, рекомендации, родительские собрания, тренинг, школа родительского мастерства.

Роли социального педагога в дошкольном образовательном учреждении дольно разнообразны: роль посредника между детьми и взрослыми, семьей и государственными службами; роль защитника интересов и законных прав ребенка; роль помощника педагогов и родителей в решении проблем профессиональной деятельности; роль управляющего способами активи­зации самостоятельности личности в процессе ее самореализации, роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также между педагогами и родителями ребенка и способствует восстановлению позитивных и конструктивных отношений педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и семьи.



Для детального уточнения содержания социально-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо указать профессиональные функции социального педагога.

Аналитико-диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, а также различного рода проблем; установления причин отклоняющегося поведения детей причин социального неблагополучия семьи; содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога в дошкольном образовательном учреждении реализуется в программировании и прогнозировании на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности; определении перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности; планировании своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

Организационно-коммуникативная функция осуществляется путём способствования включению в процесс социального воспитания воспитанников, в совместный труд и отдых не только работников дошкольного образовательного учреждения, но и родителей, общественности, населения микрорайона; установления деловых и личностных контактов;

накопления информации о позитивном и негативном воздействии социума на детей; формирования демократической системы взаимоотношений в детской среде, а также в их личных взаимоотношениях со взрослыми.

Коррекционная функция означает осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

Социально – профилактическая и реабилитационная реализуется в организации системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей; влиянии на формирование нравственно – правовой устойчивости; организации системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социального риска.

Координационно-организационная функция – это организация социально значимой деятельности детей в открытой микросреде; влияние на разумную организацию досуга;-включение детей в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.

Функция социально – педагогической поддержки и помощи воспитанникам предполагает оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации.

Охранно-защитная - использование имеющегося арсенала правовых норм защиты прав и интересов личности ребёнка; содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты.

Психотерапевтическая функция проявляется взаботе о душевном равновесии ребенка; установлении доверительных отношений с ребенком, взрослым; оказании помощи в разрешении межличностных конфликтов; содействии в изменении отношения ребенка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.

Посредническая функция реализуется в установлении и поддержке позитивной связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка; представлением интересов ребёнка и его семьи в учреждениях социальной защиты, органах внутренних дел, благотворительных фондах и проч.


1. Подготовьте публичное выступление на одну из тем:

· Роль социального педагога в дошкольном образовательном учреждении;

· Социальная защита прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

· Особенности деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении.

2. Подберите методики диагностики когнитивных способностей ребёнка

3. Составьте план работы социального педагога дошкольного образовательного учреждения на полгода по предложенной форме.

Название мероприятия Методы, формы Сроки Партнеры

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Для эффективной подготовки доклада (5-7 минут) тщательно изучите выбранную тему, используя несколько предложенных источников. Тема доклада должна быть проработана до степени свободного владения. Составьте план доклада, заранее обсудите его с преподавателем. Напишите доклад, используя реферированный текст источников. По желанию обеспечьте публичное выступление слайд-презентаций с основными тезисами доклада.

4. Для составления содержательного плана работы социального педагога ознакомьтесь с примерами, широко представленными на профессиональных специализированных страницах интернет-сети.

Литература для самостоятельной подготовки темы №2:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект. 2008. - 528 с.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями)\\Электронный ресурс. Режим доступа:. http://base.garant.ru/12151286/

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

3. Основы социальной работы [Текст] : учебник для студентов вузов / ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2004. - 395 с. : табл.

4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов очного и заочного отделений, обучающихся на направлению 050400 «Психол.-пед. образование» / Сост. Р.А. Литвак, Е.В. Криницына. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 274 с.


Схема 2.1

Виды дошкольных образовательных учреждений.

Схема 2.2

Направления социально-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Схема 2.3

Формы и виды социально-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Схема 2.4

Функции социального педагога в дошкольном образовательном учреждении.

3. Работа социального педагога в общеобразовательной школе




Социально-педагогическая работа – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе: социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие.

Основой организационно-методической, профилактической, коррекционной, консультационной и отчетной деятельности социального педагога образовательного учреждения являются имеющиеся в настоящее время нормативные документы:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.

2. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.1992г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.1996г. №12- ФЗ).

3. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Принят Государственной Думой 03.07.1998г. Одобрен Советом Федерации 09.07.1998г.

4. Приказ от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009г. №593. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897.

Целями работы социального педагога в учреждениях общего образования являются:

· способствование устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников;

· оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

· создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

· способствование развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

· участие в педагогическом разрешении потенциальных, латентных и актуальных конфликтов.

Задачами социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении являются: осуществление и защита прав ребёнка; изучение и коррекция межличностных отношений; изучение состояния и коррекция психического развития ребёнка; представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах; координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности; проведение социально-культурных мероприятий.

Субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие невозможно. Объектом социально-педагогической работы в общеобразовательной школе являются не только ученики, но и уровень их успеваемости, ценностные ориентации, состояние здоровья, поведение, а также семья и внутрисемейные отношения. В силу того, что ценностные ориентации, состояние здоровья, другие факторы и характеристики определяется семьей, семейным укладом и семейными традициями, педагогам приходится взаимодействовать и с родителями, и с ближайшим окружением ребенка.



Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов в процессе воспитания личности. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников.

Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении: защита прав ребёнка, и помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий, акций; распознавание и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе; разработка планов по различным направлениям деятельности школы.

Кроме вышеуказанного, среди направлений социально-педагогической работы в общеобразовательном учреждении, следует отметить защиту ребёнка от негуманного отношения учителей, сотрудников школы, защита от негуманных отношений в школе, защита и поддержка детей, которые оказались в кризисной ситуации. Консультации для учителей по вопросам их прав по отношению к ребёнку, помощь в адаптации в школе.

Организация воспитательной среды в школе, создание воспитательных взаимоотношений путём самоуправления учеников, одухотворения школьной жизни идеями, объединяющими учителей и детей. В разнообразии направлений социально-педагогической работы важное место занимает контроль соответствия методов обучения его цели; создание сети внешкольной клубов по интересам, поддержка детских инициатив, как условие позитивной самореализации личности, расширение и углубление социального опыта посредством участия детей в познавательной историко-культурной краеведческой деятельности, организации волонтёрской помощи пожилым людям, больным и другим категориям граждан, нуждающимся в поддержке. Помощь детям в организации содержательного досуга и их участие в организации содержательного досуга младших школьников, привлечение родителей, общественных организаций, культурно-просветительских учреждений к воспитательному процессу школы, профилактика и коррекция девиантного поведения.



Содержание работы социального педагога, в соответствии с квалификационной характеристикой, определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях общего образования и по месту жительства обучающихся.

В деятельности социального педагога, на начальном этапе, значительное место занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и психолого- педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Диагностическая работа социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес для изучения личности ребёнка представляют отчеты различных специалистов, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

Для социального педагога необходима поддержка коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, родителей и самих учащихся. Любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследования. Разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми.

В процессе исследования социальный педагог может получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Вам также будет интересно:

Значение слова мальчиш-кибальчиш в литературной энциклопедии Кто написал сказку о мальчише кибальчише
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ - герой сказки А. Гайдара (А.П.Голикова), входящей в...
Веселые герои мультфильма чаггингтон
Chuggington) - английский мультсериал производства студии Ludorum, выпущенный 22 сентября...
Счетный материал «Математические кораблики Дидактические игры с математическим деревянным корабликам
Математические кораблики. Двадцать двухцветных деревянных фишек в четырех деревянных...
Эрнан Кортес: Завоевание Мексики Фернандо кортес что открыл
Испанский флот снарядил наместник Кубы Диего Веласкес. Во главе экспедиции он поставил...
Территория нао. Ненецкий АО. Подземные водные ресурсы
Не́нецкий автоно́мный о́круг – субъект Федерации на северо-востоке Европейской части...